Модернизация образования
Комплекс мер по модернизации образования в Тюменцевском районе в 2012 году
Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Тюменцевском районе в 2014 году
Распоряжение АДМИНИСТРАЦИИ ТЮМЕНЦЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ № 32-р от 28.04.2012
Объем средств на выплату заработной платы учителям на 2012 год
Приказ № 66/1 03. 05. 2012 г. О распределении средств
В Алтайском крае комплекс мер по реализации Поручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 4 апреля 2011 года по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей стал логическим продолжением мероприятий по комплексной модернизации региональной системы общего образования, осуществленных в регионе в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в 2008-2009 гг.
Реализация КПМО является основой дальнейшей модернизации образования: в общеобразовательных учреждениях введена новая система оплаты труда, закреплены принципы нормативно-подушевого финансирования, заложены основы региональной системы оценки качества образования, значительно улучшены условия обучения (доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла в Алтайском крае с 35% в 2007 г. до 72% в 2010г.), во всех школах созданы общественные органы управления, все учреждения разместили в сети Интернет открытые публичные отчёты. На реализацию КПМО край получил субсидии из федерального бюджета более 700 млн. рублей.
Комплекс мер по модернизации общего образования, определяя в качестве главных составляющих нового качества общего образования качество условий образовательного процесса и качество учительских кадров, преследует следующие задачи:
а) повышение заработной платы учителей и доведение её до уровня средней в экономике региона;
б) обеспечение современных условий образовательного процесса;
в) развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений, в т.ч. комплектование школьных библиотек;
г) расширение доступа к качественному образованию в малокомплектных школах, особенно на селе;
д) модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;
е) развитие учительского потенциала через обеспечение современного качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школ;
ж) привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
з) повышение энергоэффективности при эксплуатации зданий и помещений учреждений общего образования;
и) расширение участия учителей в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2011 ГОДУ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
В Алтайском крае в 2011 году достигнуты следующие значения показателей результативности, закрепленных Соглашением между Администрацией Алтайского края и Министерством образования и науки Российской Федерации:
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в крае за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Алтайского края за I квартал 2011 года составило 126,5% (план – 100%). При этом средняя начисленная заработная плата учителей в четвертом квартале 2011 года достигла 15568 рублей (рост составил более 40 % по отношению к первому кварталу 2011 г.). Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) составила 12,4% (план – 12%), по начальной ступени - 30% (план - 30%).
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей: факт – 9,1%, план - 7%.
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей: факт – 61,2%, план – 59,6%;
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, составила 3% при плане - 3%.
Достигнута положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
Выполнению взятых регионом обязательств послужил механизм управления реализацией Комплекса мер, предусматривающий:
заключение соглашений между управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи и администрациями муниципальных районов и городских округов края и соглашений между муниципалитетами и каждым общеобразовательным учреждением;
деятельность организационных структур по управлению реализацией проекта (межведомственный совет, экспертный совет, рабочие группы);
общественную экспертизу через организацию обсуждения Комплекса мер в образовательных округах края на старте (апрель) и по итогам года (ноябрь);
организацию электронного мониторинга, аналитического, информационного и PR-сопровождения проекта, обеспечение работы «горячих линий».
Успешности реализации Комплекса мер также способствовала своевременно сформированная на региональном уровне достаточная нормативная и правовая база, регламентирующая:
организационную схему управления проектом, в т.ч. порядок распределения, правила расходования и методические рекомендации по каждому направлению реализации средств федеральной субсидии, что позволило обеспечить полноту и своевременность расходования средств всеми образовательными учреждениями;
способы, формы и этапы реализации Комплекса мер в крае;
порядок мониторингового и аналитического сопровождения проекта и сбора данных;
формы и периодичность контроля за ходом реализации Комплекса мер на всех уровнях управления образованием и общественной экспертизы.
Все нормативные правовые документы и информационно-методические материалы своевременно размещались в открытом доступе в специальном разделе сайта управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи.
В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году созданы условия для обучения по новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС) всех обучающихся региона, перешедших на ФГОС. Кроме того, продолжена начатая в рамках КПМО и инициативы «Наша новая школа» работа по созданию современной школьной инфраструктуры:
проведен текущий ремонт в 947 общеобразовательных школах (80%), подведена горячая вода в кабинеты начальных классов, для чего приобретены водонагреватели (1874), обустроены комнаты гигиены (378), душевые в спортивных залах (403), туалеты (1243);
во всех 1 классах обновлена мебель в соответствии с требованиями СанПиН, поставлено необходимое оборудование для реализации ФГОС;
переоснащены 50% (600 учреждений) школьных библиотек-медиатек, обновлена нормативно-правовая база деятельности библиотек, становящихся центрами информационной инфраструктуры современной школы;
в 37 базовых школах края (3%) апробировано дистанционное обучение по трем вариативным моделям (с учетом специфики конкретной школы);
значительно (на 240 тыс. экз.) пополнены фонды библиотек общеобразовательных учреждений учебниками и художественной литературой;
приобретены 78 единиц транспортных средств для перевозки школьников;
в рамках мероприятий по энергосбережению 332 школы оснащены приборами учета тепла и водоснабжения, проведен энергоаудит в 253 учреждениях, что позволяет снизить потребление образовательными учреждениями края энергии всех видов и реинвестировать сэкономленные таким образом средства в развитие учреждений.
Анализ качественных изменений в общем образовании края позволил выявить следующие эффекты, полученные в ходе реализации Комплекса мер в 2011 году:
проведенные в рамках нормативного подушевого финансирования мероприятия по реструктуризации образовательной сети, оптимизации штатных расписаний и передаче на аутсорсинг непрофильной деятельности позволили снизить неэффективные расходы в отрасли с 24% до 18% и реинвестировать дополнительные средства на оплату часов внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС;
повышение в рамках совершенствования НСОТ стимулирующей части фондов оплаты труда и норматива финансирования значительно повлияло на отношение учителей к новой системе оплаты труда. Результаты анкетного опроса, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, показывают, что большинство опрошенных учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (72 %) положительно относятся к дифференциации заработной платы в зависимости от результативности труда;
в связи с совершенствованием процедур аттестации и материального стимулирования педагогов в соответствии с новым Порядком (приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 2872 от 10.08.2011) возросло число педагогов, системно представляющих свой опыт на краевом и федеральном уровне (с 1% в 2006 году до 12% в 2011 году); доля учителей, эффективно использующих информационно-коммуникационные технологии, увеличилась с 2% в 2006 году до 41% в 2011 году;
благодаря завершению проекта по персонификации региональной системы повышения квалификации возросла заинтересованность педагогов в собственном профессиональном развитии. Об этом свидетельствует увеличение количества заявок на внеочередные курсы повышения квалификации более чем на 60% по отношению к 2010 году;
учет специфики образовательных учреждений при реализации трёх вариативных моделей дистанционного обучения в системе образования Алтайского края (внутришкольной, межшкольной, малокомплектной) позволил повысить востребованность сетевых технологий при организации образовательного процесса (число педагогов-участников сетевых профессиональных сообществ возросло по сравнению с 2010 годом вдвое).
Кроме вышеперечисленных, удалось достичь ряд системных эффектов, закрепление которых станет важнейшей задачей в системе общего образования края в 2012 году:
Наметились качественные изменения в учительской среде: всё большая часть педагогов включается в инновационную деятельность, закрепленную в рамках НСОТ как один из важнейших показателей результативности труда.
В ходе модернизации общего образования начато смещение акцентов с развития инфраструктуры на получение новых результатов образовательного процесса (прежде всего планируемых в ходе реализации новых образовательных стандартов).
Необходимость получения новых результатов стимулирует развитие системы их оценки в рамках региональной системы оценки качества образования (РСОКО). При этом в образовательном сообществе активнее стали обсуждаться вопросы управления качеством образования, стандартизации результатов внеурочной деятельности.
Процессы модернизации школы актуализировали вопросы деятельность органов государственно-общественного управления, созданных в рамках КПМО в каждом общеобразовательном учреждении, носящей в ряде случаев формальный характер.
Информация взята с сайта управления по образованию и делам молодежи Алтайского края